post-title

Гурам Одишария: Для всей Грузии президент – это тамада!

С Грузинским писателем-литератором Гурамом Одишария нас связывают коллегиальные отношения соавторов двуязычного контр-культурного портала Kultura.Az (сайт интеллектуального экстрима Азербайджана). По осени, будучи в Тбилиси на фестивалях театрального и визуального искусства, непринужденно позвонил ему и также непринужденно договорился встретиться на следующий день. 8 октября по дороге к нему узнаю из новостных сетевых ресурсов о бурных политических баталиях в поствыборный период, совпавший с моим пребыванием в Тбилиси. Внимательно перечитываю, еле сдерживая удивление: «Лидер коалиция «Грузинская мечта», кандидат в премьер-министры Грузии Бидзина Иванишвили после победы на парламентских выборах 1 октября представил своих кандидатов на министерские посты». И далее: «Кандидат в министры культуры и охраны памятников Грузии - Гурам Одишария (Грузинская мечта – Демократическая Грузия). Так непроизвольно и ненавязчиво я стал первым, кто взял у него интервью в статусе кандидата. Вот, что, собственно, получилось в результате обоюдного экспромта в столь исторический день для Грузии.

 

Батоно Гурам, что вас связывает с Бидзиной Иванишвили, лидером нового политического движения "Грузинская мечта"?

Батоно Бидзина является моим читателем и ценителем всех моих миротворческих инициатив на Южном Кавказе. Наше знакомство состоялось в декабре 2011 года... Именно тогда он впервые заявил о своих политических амбициях на тему будущей Грузии и почти ровно через год на волне триумфа сегодня он представил новый кабинет министров. На сегодня в Грузии для меня Бидзина – демократ-либерал № 1. Нас связывает то, что он, как и я, – выходец из простой грузинской семьи из периферии. Бидзина символ американской мечты, создавший себя таким, какой он есть сейчас. Будучи студентом госуниверситета Грузии очного отделения, он умудрялся по ночам работать у станка на промышленном предприятии и при этом находил время для посещения библиотеки. И вот тогда, при первой встрече он очень по-грузински пофилософствовал на тему своей благотворительности: «Вино – это божественный нектар, которым господь искушает человека в его достатке. Когда вино наполняет рог, я делюсь со всеми, кто может разделить со мной мое настроение и состояние души". Это говорит о том, что каждый день, садясь трапезничать, он всегда думает о простых людях, населяющих эту божественную землю под названием Сакартвело.

Он легендарная личность, которая прославилась своей скромностью вкупе с грандиозными благотворительными деяниями, строительством и реставрацией православных храмов, а так же социальными проектами для малоимущего населения и беженцев из Абхазии и Южной Осетии. До 2012 года в сети интернета было всего лишь два его фотоснимка. Он всегда старался быть в тени и долг перед Родиной продемонстрировал не на словах, а на деле. В грузинском народе он прослыл неким загадочным Графом Монте-Кристо. В тяжелые 90-е он поддерживал храмы науки и искусства, а молодым дарованиям учредил премии, стимулируя их профессиональный рост. Благодаря Иванишвили в те годы сохранился коллектив театра Руставелли под руководством маэстро Роберта Стуруа. Так же не остались без внимания литераторы и писатели. Для больных и немощных строил госпитали. Перечень огромный,  в одном интервью всех его благотворительных жестов не перечислить.

В нулевых годах в период становления нового государственного устройства на волне "революции роз" он принял активное участие в формировании инфраструктуры силовых ведомств. Грузия – первая из стран постсоветского пространства – решила искоренить советскую систему управления МВД. Я сам родом из семьи вынужденных переселенцев, некогда населявших город Сухуми. Будучи литератором,  непроизвольно стал конфликтологом и с прошлого века участвую во всех гуманитарных проектах Южного Кавказа по межнациональным конфликтам. Бидзина решил, что мой экстремальный опыт на ниве культуры может консолидировать разногласия в творческой среде Грузии. Но особо значимо его внимание к незыблемой духовности грузинского народа – реставрации и строительству православных храмов на территории Грузии.

Кавказцы следуют  традиционному укладу жизни: посадить древо, взрастить наследника, построить дом. Возводить храмы - это грузинский почерк, стремление завоевать сердца избирателей?

Если объездить всю Грузию, то можно обнаружить очень много новых разнообразных храмов и часовен. Порой иногда даже возникают противоречия с исполнительными органами власти, что, дескать, стихийное строительство храмов может быть во вред ландшафту той иль иной местности. Всегда во всей нашей истории грузинских мужчин, вне зависимости от достатка, социального статуса, объединяло строительство храма. Вы как профессиональный кинозритель могли убедиться в этом по культовому фильму "Покаяние" Тенгиза Абуладзе.

Очень символично, что офис предвыборного штаба "Грузинская мечта" от Иванишвили соседствует с резиденцией духовного лидера Грузии католикоса Илии II. Такой вот предвыборный либерализм не обернется ли некой моделью грузинского "православного фундаментализма" ?

Нет! Однозначно нет ... Вы находитесь в одном из самых интернациональных городов бывшего СССР, а сегодня Тбилиси – самый космополитический центр,  где существует синтез межнационального и межконфессионального мира. Буквально по соседству с храмовым комплексом католикоса Илии II есть мечеть и синагога, а так же церкви иных конфессий. При таком многообразии на Южном Кавказе и сейчас, спустя 20 с лишним лет после крушения СССР ощущается кризис духовности. Особенно трагичным он выглядит там, где есть беженцы и вынужденные переселенцы, потерявшие родные очаги в результате межнациональных конфликтов…В целях сохранения человеческого достоинства в таком сложном мироустройстве, которое задают и которым ведают политические силы, духовность и есть та сила, служащая панацеей и антидепрессантом. Мы несем очень тяжкое бремя сейчас, когда настало время собирать камни... Это процесс трудный, но преодолимый опять-таки при наличии духовности как движущей силы к переменам в общественном сознании.

Грузинская «революция роз» предоставила Вашему обществу свободу слова для того, чтобы грузины могли друг друга слышать, а не перебивать. А на последних выборах в парламент общество созрело к следующему этапу - свободе выбора. И судьба так распорядилась, что будущее теперь за "Грузинской мечтой"... ибо мечта -само понятие априори для избранных, а вот для большинства может обернуться несбывшимися грезами. Вы уверены, что мечты сбываются? Или это только рекламный слоган под стать одному имперскому энергоконцерну?  

Я и мои единомышленники критиковали политпатриарха Эдуарда Шеварнадзе за авторитарные методы правления, доставшиеся в наследство от советской партийной системы. В новейшей истории независимой Грузии он несколько растерялся, ибо начал лавировать между Москвой и Вашингтоном. Или точнее скажем так, «искал Москву» в Вашингтоне, при этом пытаясь в одной руке удержать два арбуза. Его правление под конец политической карьеры было хаотичным, но при этом не было диктата по отношению к СМИ. Даже на гостелеканалах была критика в адрес Шеварнадзе. Исходя из таких нюансов  я прихожу к выводу, что в тот период свободы слова было больше, чем во второй срок правления нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили. После борьбы с коррупционным прошлым Саакашвили решил оставить свободу слова для печатных СМИ, а вот на TV пространство были серьезные наезды. Так же на себе давление испытывал и телеканал, созданный по инициативе Бидзины Иванишвили. Очень тяжелые бюрократические препоны возникали при получении лицензии для вещания в отдаленные уголки Грузии. Когда в порт Поти приходила аппаратура для установки собственного вещания, после таможенного досмотра она каким-то образом приходила в негодность. Для восстановления  пришлось ещё потратить три месяца в период предвыборной компании. Я баллотировался в парламент от Мегрелии, где, встречаясь с избирателями, сразу явно ощущал, кто имеет возможность получать альтернативную информацию, а кто просто зомбирован госпропагандой Саакашвили. За двадцатилетний период независимости Грузии эти выборы проходили на самом истерическом фоне и борьба со стороны со стороны власти была намного ожесточеннее,  чем в период перестройки в канун развала СССР. Очень рад, что население Грузии с честью вышло из такой непростой ситуации и сделало свой выбор во благо будущего нашей отчизны. Саакашвили не догадывался, что наша молодежь после «революции роз» стала более продвинутой и переросла его самого, выйдя на улицы хором, «по-азербайджански» сказала ему: «Миша ты кто такой, давай дасвиданья!» Уверен, что следующие выборы будут еще более открытыми, под стать тем стандартам Евросоюза, куда устремлены взоры политической элиты Грузии. Уверен, что наши мечты о Демократической Грузии непременно сбудутся.

Что больше пропагандирует культура Грузии - фольклор или академические виды искусства?

Мы, грузины,  с одной стороны, философы, пьем вино и размышляем о бренности мира в поисках истины, гордимся наследием великого Шота Руставели, его поэмой «Витязь в тигровой шкуре». И так сложилось традиция, что в любом кавказском застолье тамадой должен быть грузин! Это я ощущал, будучи в Баку и Ереване, а так же на Северном Кавказе. Грузины по большей своей части в истории помимо войн и строительства – народ застолья с тамадой во главе стола. Если сказать образно, то для всей Грузии президент –  это тамада! Это сложившийся стереотип на ниве фольклора, который мы, грузины, безусловно, умеем преодолевать, иронизируя над собой в литературе, в музыке (оперетты), театре, кинематографе, визуальном искусстве. Благодаря своим великим соотечественникам мы стали частью общемировой академической культуры. Все институты культуры и искусства сконцентрированы в Тбилиси, а ведь есть ещё другая, периферийная Грузия, ревностно оберегающая очаги этнокультуры, которую мы обязаны сохранить для своих потомков. Нужно время, чтоб найти ту самую грань, где проходит граница между фольклором и академической культурой в общественной жизни Грузии. Исходя из этого, я на себе ощущаю, что получил не должность чиновника-функционера, а полную ответственность, дабы не повторить ошибки своих предшественников. Впереди меня ждет парламент, где будет рассматриваться моя кандидатуры на пост министра культуры и это – некий Рубикон...

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить азербайджанский народ, который подарил кавказскому миру выдающегося писателя Мирза Джалила (Джалил Мамедкулизаде - Kultura.Az) с его бессмертным творением "Кяманча" о трагических событиях армяно-азербайджанского конфликта на земле под названием Карабах в 1905 году. Для меня, как конфликтолога-миротворца, это книга является пособием по преодолению долгоиграющих конфликтов на Кавказе. И, конечно же, Ваш (наш) портал kultura.az, где я впервые открыл для себя Мирза Джалила…

P.S. 25 октября 2012 года парламент Грузии на пленарном заседании утвердил кандидатуру Гурама Одишария в статусе министра культуры и охраны памятников Грузии.

Краткая биография:

Образование: 1970-1975 – Педагогический институт Сухуми, историко-филологический факультет. 1976-1981 – журналист Государственного радио Абхазии, 1981-1982 – корреспондент региональной газеты, 1985-1987 – Cоюз писателей Абхазии, консультант, 1987-1994 – главный редактор литературного журнала “Рица” (Сухуми, Абхазия), 1994-2003 – заместитель председателя Стипендиатского комитета известного абхазского писателя Георгия Шеравашидзе.

2001-2003 – член Совета проекта «Построения доверия между грузинским и абхазским обществом» Кавказского Форума, 2002-2003 - координатор проекта по подготовке и публикации сборника южно-кавказских писателей «Время жить», 2004-2006 - НПО «Кавказский Форум», координатор в Грузии.

С 2005 года - член Совета НПО «Кавказский Диалог».

Ульви Мехти

Kultura.Az

Yuxarı