Надо отметить, что место для фестиваля выбрано очень правильно – необыкновенная природа кавказских гор, мягкий климат располагает человека к серьезной музыке. Условия тоже замечательные. Хорошая гостиница, прекрасное питание, бассейны, теннисный корт, спа-центр, огромный ухоженный парк, закрытый зал и открытая концертная площадка. Ну, и как водится, национальные особенности сервиса – уай-фай работал с перерывами, в пятизвездочном отеле на завтрак подавали растворимый (!) кофе, в спортивном зале воду нужно покупать и т.д. Но это мелочи... Организация фестиваля тоже на уровне – прекрасные коллективы и солисты, интересная программа, концерты начинались строго вовремя. Казалось бы, все хорошо?
И вот после чудного ужина я на открытой концертной площадке....Вокруг горы, покрытые лесом, прозрачный воздух, запах стриженой травы и цветов... И оркестр уже на сцене и настраивает инструменты. Я была в предвкушении радости от музыки. В какой-то момент меня даже охватило чувство нереальности всего происходяшего...
И вот зазвучала музыка! (Глинка). Я расслабилась в ожидании наслаждения... Не тут-то было.
Хочу отметить, что концертная площадка была разделена условно на партер и амфитеатр. В партере в основном сидели музыканты из Баку и за рубежа, чиновники от музыки, гости фестиваля. В первых рядах амфитеатра такие как я любители музыки (меньшинство), а сзади специально привезенные из Габалы люди (многие с детьми) для заполнения зала…
Вот эти самые люди довольно громко беседовали во время исполнения музыки, дети бегали, шумели, рядом со мной громко по мобильному на одном из автохтонных языков (лезгинский? аварский?) спокойно говорил человек, при чем обратная связь была включена на loudspeaker (!). (Чайковский). Каждые пять минут мне приходилось шикать и строить строгое лицо, люди покорно реагировали, а потом все начиналось сначала. В какой-то момент (Прокофьев) женщина, сидевшая впереди меня (видимо из Баку), повернулсь и и громким шепотом и довольно грубо обратилась к сидящим сзади: Уходите отсюда! (çıxın gedin buradan) Что вы здесь делаете? Зачем пришли? И cнова – уходите! Люди на время замолчали... Мне стало их жалко...
Особенно покрытую молодую женщину с ребенком, сидевшую позади меня. Через некоторое время я услышала ее шепот – stəkanın var (есть стакан?). После этого шум позади стал нарастать и в какой-то момент достиг своего максимума (Кара Караев). Я снова повернулась... И каково-же было мое изумление, когда я увидела, что часть из сидевших сзади людей активно кушала, угощая друг друга и переговариваясь. Оказалось, что эти люди держали пост в священный месяц Рамазан, и время вечернего разговения (ифтар) как раз пришелся на Кара Караева. А разговение начинается со стакана воды – вот откуда – «есть стакан»? Она хотела угостить водой других перед ифтаром...
Можно ли обвинять этих людей в бескультурье? Нет, конечно. Это не их жизнь и не их искусство, их привезли для заполнения зала... Как сказал бы Остап Бендер – они чужие на этом празднике жизни... Они держали пост, целый день голодали, а летом держать пост совсем не просто – длинный летний день и жара... Терпеть до окончания концерта (около 10.30.), потом добраться домой (около 11) и затем принять пищу – задача не из легких. До начала концерта я обратила внимание на женщину (видимо местный чиновник от культуры или работник исполнительной власти), которая строго окидывала взглядом публику позади меня и видимо проверяла, кто пришел, а кто нет... Люди в регионах сильно задавлены, не могли ослушаться и не придти, а природа требует свое, вот они и решили совместить полезное с не очень понятным.

В самом Баку по моим наблюдение количество людей , посещающих концерты серьезной музыки, в последнее время увеличивается, особенно молодежи, и это радует. Но, тем не менее, этого мало для трехмиллионного города. Другое время, скажите вы, другие интересы, другие вызовы времени. Однако, в мире эта музыка продолжает жить и радовать людей, о чем говорит большое количество людей в Европе и Америке в залах и на открытых площадках... Это происходит потому, что там их этому обучают, обучают слушать и понимать музыку еще в школьном возрасте. В последнее время появилось много предложений о включении в школьную программу тех или иных предметов. И каждый предлагающий защищает свою точку зрения приводит действительно важные доводы. Но дети в школе и так перегружены, и освоение дополнительные предметов им не под силу. В данном случае, как мне кажется, нужно улучшить преподавание существующих традиционных предметов, например уроков пения (музыки) в обычных школах. По моим сведениям эти уроки ученики проходят целых шесть лет. Как многому можно научить детей за это время! Кроме непосредственно пения (что важно), нужно проводить выездные уроки – брать детей на концерты, предварительно подготовив их, с последующим обсуждением музыки, знакомить с творчеством известных композиторов, ведь сейчас не проблема найти любые записи. Филармонии (консерватории) необходимо организовывать специальные концерты серьезной музыки для детей днем по выходным, сопровождающимися с интересной лекцией на тему. Я наблюдала такие детские концерты в Московской консерватории по воскресеньям. Все это научит детей слушать и понимать музыку. И все это реально... Ничего (как говорил Ленин) архисложного!
Ту же тактику можно использовать для понимания изобразительного искусства. Мало народу у нас ходит на выставки. Причина – не обучали. Регулярно вместо уроков рисования необходимо устравивать выездные уроки - посещение выставок (сейчас их в Баку проводится достаточно), объяснять тонкости живописи на месте, обсуждать художников. Я видела в Лувре и Британском музее групы детей (5-6 лет) которые сидели на полу у какой-то картины и перед ними стояла учительница (работник музея?), которая давала объяснения. Возможно делать какие-то специальные образовательнык дни для детей в наших музеях с интерактивными лекциями. Это все приучит детей к выставкам. Опять таки – все это достижимо.
Но, вернемся к Габалинскому фестивалю. Фестиваль! Само это слово предполагает массовость.
Вот определение фестиваля в Википедии - Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировомформате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.
Наблюдали ли мы массовость в Габале? Нет.
А представьте, сколько денег тратится каждый год на фестиваль. Затраты на организацию, оплата проживани, питания, транспорта для музыкантов. В одном только симфоническом оркестре работают около 60 человек. А сюда приезжает не один оркестр. Помножьте это на 14 дней – огромные деньги. Прибавьте гонорары. А какая отдача? Кучка профессионалов и любителей. Деньги практически тратятся впустую. Очень жаль... . А ведь главная цель самого фестиваля образовательная. Собрать солистов и коллективы в одном месте в одно время и привлечь как можно больше слушателей, которые в обычное время не имеют возможности послушать таких артистов.
Что можно сделать в данном определенном случае? Как сделать, чтобы фестиваль превратился из элитарного междусобойчика в действительно большое мероприятие? Как создать естественную массовость?
Всем известно, что средняя азербайджанская семья, молодежь, студенты не имеют возможности оставаться в дорогих отелях (Кавказ Ресорт, Риверсайд, недавно открывшийся Карвансарай). Необходимо построить в Габале дешевые отели и хостелы для молодежи. Это всегда понадобится, там в дальнейшем можно будет организовывать и другие фестивали, Габала в будущем может стать фестивальным центром Азербайджана. Глядишь, и разовьется у нас новая специальность – организаторы фестиваля. На время фестиваля сделать специальные бесплатные автобусы из Баку в Габалу и обратно, организовать хорошую пропаганда фестиваля (многие мои знакомые не были в курсе) , сделать его к тому же образовательным - днем проводить лекции, обсуждения, встречи, мастер классы для молодых музыкантов, специальные мероприятия для детей; это можно совместить с организацией прогулок и походов – благо есть куда пойти в Габале. Природа и история позволяют. Вот это был бы действительно праздник! Можно провести пропаганду в соседней Грузии и привлечь туристов оттуда, а впоследствии также из дальнего зарубежья.
И это все реально для организаторов фестиваля - Министерства культуры и туризма и администрпции района. К этой работе необходимо обязательно привлечь Министерство молодежи и спорта, ответственное за молодежную политику в Азербайджане, а также Министерство образования.
Если так будет продолжаться, фестиваль со временем угаснет... Очень жаль. Так много сделано до сих пор. Очено жаль, что такое хорошее начинание, имея такое высокопрофессиональное художественное руководство (два художественных директора), может прекратить свое существование. Я думаю участвующие в фестивале музыканты уже наверное понимают кто их слушает по шуму в зале, по пресловутым хлопкам между частями произведения, по громким телефонным переговорам, чувствуют отсутствие атмосферы праздника и искусственность происходящего. Хороших музыкантов будет со временем приезжать все меньше и меньше....Да и организаторам в конце концов надоест исскуственно поддерживать фестиваль и они в конце концов тоже махнут на него рукой. Есть у нас возможности и еще есть время не дать этому произойти.
Была ли МУЗЫКА? О да. А было ли ПРАЗДНЕСТВО?
Кстати в следующем году – Рамазан опять попадает на лето - июль. (Информация к размышлениюю для организаторов...)
Бахар Гаджи-заде