post-title

Паркет без хояина (проза в стихах)

Верно говорят: благими намерениями вымощена дорога в ад. Статья об Азере, правящем балом, была написана из побуждений восстановить попранную справедливость, но вызвала лишь ожесточение, склоки и спровоцировала ответный взрыв уверенной в себе наглости. Наглость, купить, вдохновение… этот ассоциативный ряд о чем-то смутно мне напомнил. Подхожу к книжной полке. Синий трехтомник Пушкина. «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать…».

 

Прежде чем написать эту статью, мне привелось ознакомиться с позицией героев этой истории на одном популярном местном спортивном форуме. 

Здесь я обнаружила, что камень, брошенный прошлой статьей, вызвал цунами ожесточения, в круговорот которого оказались затянутыми все. Меня обвинили в продажничестве (другим словом это трудно назвать),  мою публикацию написанной на заказ, обнаружив тем самым полное незнание репутации самого культурного портала страны. Тут хочется повторить вслед за Маяковским:


Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
    не слали мебель на дом.
И кроме
   свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.

Добрые люди (по терминологии Иешуа Га-Ноцри), на культура.аз не публикуются ангажированные статьи, не стоит обольщаться на этот счет и судить по себе: не все покупается за деньги. Совесть, талант, вдохновение, впечатления купить нельзя.

Верно говорят: благими намерениями вымощена дорога в ад. Статья об Азере, правящем балом, была написана из побуждений восстановить попранную справедливость, но вызвала лишь ожесточение, склоки и спровоцировала ответный взрыв уверенной в себе наглости. Наглость, купить, вдохновение… этот ассоциативный ряд о чем-то смутно мне напомнил. Подхожу к книжной полке. Синий трехтомник Пушкина.  «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать…». Ба!  Вот оно! Беру первый попавшийся в руки том. Открываю. С этих строк и начну свое повествование:

Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
                А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».

Повествование пойдет о прошедшем 11 мая на площадке ABU Arena очередном  ежегодном чемпионате Азербайджана по спортивным танцам. Спасибо AZDSF (Azerbaijan Dance Sport Federation), организатору турнира, что избавил публику от  лишней головной боли – погони за билетами, сделав вход свободным для всех желающих насладиться красотой танца.

К слову сказать, на турнирах по спортивным танцам исполняются две программы: европейская и латиноамериканская, всего десять танцев. В европейскую (стандарт) программу входят: медленный Вальс, Танго, Венский (или королевский, быстрый) Вальс, медленный Фокстрот («лисий шаг») и Квикстеп (быстрый фокстрот). В программу Латиноамериканских танцев входят: бразильская Самба, кубинские Румба и Ча-Ча-Ча,  испанский Пасодобль и северо-американский Джайв. Эти танцы, буквально взорвав все танцплощадки мира, завоевали такую популярность, что были канонизированы (приблизительно к 50-м годам) и стали обязательной программой всех конкурсов так называемого Ballroom.

Надо сказать, что латиноамериканские танцы уникальны по своей природе именно потому, что родились на почве самых разнообразных культур: от африканских и кубинских ритмов, эстетики конквистадоров, покорявших Южную Америку «железом и кровью», классической европейской хореографии  и до латиноамериканской туземной пластики, покорившей весь мир именно потому, что попала в столь широкую по географии компанию. Не случайно латиноамериканские ритмы привлекают самую обширнейшую публику – ведь их главная составляющая, ритмы Африки (родина человечества как-никак!), запускает в реципиенте механизм архетипических ассоциаций, лежащих глубоко в подсознании, активизируя ту самую аристотелевскую «радость узнавания». Но только на основе  классической хореографии латиноамериканские танцы приобрели статус элитарного искусства и спорта.

Нас, детей гор Южного Закавказья, они также не оставляют равнодушными. Любой турнир по бальным танцам – это всегда праздник (хотя бы в начале), вне зависимости от того, где он проводится: в Маштагинском Олимпийском комплексе или в ДК в поселке Говсаны: атмосфера карнавала, мистерии танца, красивые танцовщицы в сказочных ярких костюмах  и элегантные молодые люди в смокингах, громкая музыка, избавляющая от необходимости нервничать по поводу невыключенных телефонов, и двигающиеся в такт фигуры танцоров – все эти картины  накаляют эстетическое чувство до предела, создавая электромагнитное поле любования красотой. Но не будем забывать, что красота – категория не только эстетическая, но и этическая. Не случайно во всех мировых религиях «красота» является одним из главных атрибутов Божества.

Болельщиков, знающих растасовку сил на чемпионате, сильно расхолаживали предварительные прогнозы результатов турнира. Но надежду на ветер перемен в судействе дало выступление старшего судьи Севиль Тахмазовой, которая пожелала участникам соревнования «легкого» паркета и честной (!) борьбы. Следом холодным душем оказалось выступление президента танцевального клуба «Айпара» Мамедова Этибара. Этибар Мамедов, основатель одного из первых клубов в Баку, талантливый педагог и организатор, более всех остальных сделавший для популяризации этого вида спорта и искусства в Азербайджане, заставивший плясать на одном из телевизионных шоу самого Джавана Зейналлы, Адалета Шукюрова и прочих народных артистов, всегда выделявшийся своей элегантностью, коей поддерживал имидж истинного ценителя танцев, на этот раз шокировал публику своим внешним видом. Взяв на себя обязанности конферансье, он предстал перед обомлевшей аудиторией в… джинсах и футболке! Хотя, кто знает, может это была своеобразная демонстрация своего отношения к уровню соревнования?

В конкурсе участвовало около шестидесяти пар. В двух программах принимали участие юниоры-1, юниоры-2, молодежь и взрослые. Сразу хочется отметить прогресс в танцевании подрастающего танцевального поколения. Это очень радует и дает надежду на лучшее будущее, которая на днях материализовалась – наши малыши стали чемпионами Кавказа! Поздравляем их от всей души!

Отдельно хотелось бы отметить неадекватную реакцию местной публики на выступление танцоров. Вот где невольно вспоминаешь о противоречиях в культуре поведения. Танцевальных клубов в стране совсем немного и местные турниры иногда с трудом набирают достаточное количество дееспособных пар, чтобы провести хотя бы полуфинал, а иногда и финал (в то время, как международные соревнования собирают в среднем около трехсот пар). На местные турниры редко захаживают посторонние. Публика, в основном, состоит из членов клубов, их родственников и знакомых. Практически вся танцевальная гильдия знает друг друга в лицо и приветствует друг друга лобызанием. Очень многие кочуют из одного клуба в другой в поисках лучшего, другие, оторвавшись от родительского лона, образуют свои собственные клубы – что очень хорошо, поскольку является признаком развития и роста. К примеру, такие клубы, как «Сирдаш» и «Айпара» (сам Этибар Мамедов, президент «Айпары» был воспитанником Эльмиры Наримановны, главного тренера клуба «Сирдаш»), вскормили достаточное количество кадров, которые в свою очередь открыли свои клубы. Честь им и хвала за это! Но для меня остается необъяснимым тот факт, когда представители каждого клуба аплодируют лишь «своим», не шевеля и пальцем, когда перед ними приседает в реверансе или исполняет смертельное па пара из «конкурирующей фирмы». Особенно это заметно при представлении танцоров. И особенно это задевает, когда танцуют дети. Вспоминаю слова Ивана Карамазова из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «В сотый раз повторяю – вопросов множество, но я взял одних деток, потому что тут неотразимо ясно то, что мне надо сказать. … Совсем непонятно, для чего должны были страдать и они… Солидарность в грехе между людьми я понимаю, понимаю солидарность и в возмездии, но не с детками же солидарность в грехе…».

Товарищи, вы же интеллигентные люди! Это же не наш метод!  Вам ли не знать, сколько труда положено, чтобы худо-бедно приготовиться к соревнованию, сколько хлопот о том, где достать костюмы и обувь (ведь в городе нет ни одного специального магазина одежды для Ballroom),  а сколько переживаний таится в этих маленьких сердечках, выходящих на паркет перед огромным людом. Я уже не говорю о том, сколько сил затрачивается на тренировках (специалисты утверждают, что физические нагрузки, например, в танце джайв приравниваются к нагрузкам хороших легкоатлетов), от скольких удовольствий приходится отказываться, чтобы быть в форме и посещать занятия.

Понять, кто из сидящих к какому клубу принадлежит, можно было по тем хлопающим островкам, которые образовывались при объявлении пар. Но, если к детям наблюдалось равнодушие публики, то в рукоплесканиях взрослым парам очевидно было осознанное противостояние, корни которой уходят в не очень глубокое прошлое. Видимо какие-то Учителя до сих пор не могут  простить, что какие-то Ученики ушли от них, почувствовав, что выросли из ученичества. Почему я связываю эту конфронтацию именно с проблемой «отцов и детей»? Да потому что атмосфера в коллективе всегда зависит от ее руководителя. 

Простите, но следуя этой логике, к примеру, «сирдашевцам» противопоказано аплодировать представителям «Айпары», потому что когда-то Этибар посмел уйти от Эльмиры Наримановны. А «айпарашевцы», выходит, обязаны бойкотировать бывших учеников Этибара, заявивших о своей самостоятельности? А разве наивысшей гордостью учителя не является тот факт, когда ученик превосходит его в мастерстве? Вспомним хрестоматийный пример из истории русской поэзии: Жуковский дарит молодому Пушкину свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного учителя». И это подвиг великой души Жуковского, признавшего гениальность Пушкина и одновременно свою сопричастность этой гениальности. Возможно, именно этим он обессмертил свое имя в большей степени, нежели своими стихами…

И второй момент, чисто человеческий: поддержать аплодисментами спортсменов, которые реально показывают высокий уровень  танцевания и заслужили аплодисментов своим талантом (очень хочется добавить вслед за осликом Иа: «В отличие от некоторых»). В конце концов, в стране всего-то 5-6  реально достойных пар, так поддержите их, если уж вы встаете при звуках государственного гимна Азербайджана не для одного только виду.

Нельзя также не отметить отдельно магию нового имиджа Османовой Наргиз. Сходный с образом Кэтрин Зета-Джонс из мюзикла «Чикаго», помноженный на страстную дерзость легендарной Кармен и обильно сдобренный латиноамериканской закваской, он производил неизгладимое впечатление. Характерность этого образа просто вызывала  шевеление волос на голове у всех, кто его лицезрел. Ильхам и Наргиз покоряли своей бешеной энергетикой и огненной харизмой, абсолютно затмив всех и даже технически безупречных Эльдара и Аню, вновь ставших абсолютными чемпионами Азербайджана (информация к размышлению: «Но хочу сказать от чистого сердца: на МОЙ взгляд Ильхам с Наргиз на ЧАз - 2007 станцевали лучше чем Эльдар с Аней. ИМХО. Я считаю что в Азербайджане мало кто щас с Ильхамом соперничает. Мы конечно стараемся, но тяжело пока... но приятно видеть когда есть к чему стремиться. Apr 30 2007», – автор Ашрафов Азер. Авторские орфография и пунктуация сохранены). Странное дело арифметика:  пара Ашрафов-Товсташова, которая выходит в финал турнира Silk way, проигрывает на чемпионате Азербайджана 2008 Османовым – паре, не вышедшей на Silk way даже в полуфинал. Сон про несон, про несон – сон. Уж очень тонкое дело этот Восток!

Есть французская пословица «L’habit fait le moine» – одежда делает монаха. Видимо, именно ее и взял на вооружение клан Ашрафовых  в погоне за призами и титулами. Но в конце концов, все проходит: турниры, рейтинги, титулы и звания. Остается лишь благодарная память публики и флюиды ее рукоплесканий, которыми она благословляет своих избранников… Как в стихотворении Осипа Мандельштама. Того самого гениального Мандельштама, который, по воспоминаниям Ирины Одоевцевой, не мог отличить ямба от хорея, потому что талант не эквивалентен образованию и затраченным на него средствам; Мандельштама, ожившего божества Парнаса, написавшего:

…И если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает, остается
Пространство, звезды и певец.

После этого признания Азера на форуме смотрю на эту феерию танца прозревшими глазами. Мне стало ясно, откуда льется диссонанс. Здесь все на месте, кроме одного мальчика. И это трагедия, которая приоткрылась. Мальчик, которому так трудно противостоять навязанной ему роли чемпиона, что ему даже не дается улыбка на паркете. Я понимаю, почему сейчас на форуме на нападки со стороны зрителей-форумчан Азеру приходится не очень остроумно парировать об отсутствии у них судейской компетенции. А ведь только год он назад на том же форуме он писал: «честно говоря порой гораздо приятнее смотреть на довольные лица зрителей, чем на оценки судей. дело не в том что с оценкой не согласен, дело в том что когда видишь что людям нравится то что ты преподносишь. я считаю что оценка зрителя самая важная для морального удовлетворения танцора. Mar 6 2007. Авторские орфография и пунктуация сохранены». На память пришел Тютчев:

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

От себя хочу добавить, что зритель всегда был, есть и остается законодателем любой арены. Потому что все, что на ней происходит: все в угоду ему – зрителю. И это не меняется со времен древнегреческого театра и римского Колизея. Нет зрителя – нет представления.

Но согласимся с Азером,  не будем затрагивать такие тонкости судейства, как потеря контакта в паре, отсутствие музыкальности, плохое чувство ритма, отсутствие характерности в пластике и т.д. Оставим это все судьям. Но когда пара совершает такую грубую ошибку, которую себе не позволяют даже хобби-ки: остановка танца во время звучания композиции из-за неумения партнером обойти мешавшую ему двигаться пару – это уже издевательство над зрителем и судейством. Далее – повелительно-надменный взгляд в сторону своих, которые угодливо в ответ скандируют его имя: А-зер! И боязливо смолкают, когда Османовы, отрываясь от земли, проносятся мимо.  Но и это не помогает. Распятый на прокрустовом ложе родительских амбиций, поверивший в свою избранность, он тоже хочет взлететь, но … не может… Как говорил великий русский поэт Александр Блок в мемуарах той же Ирины Одоевцевой: «В танцах не только прелесть, но и мудрость. Танцы – важнее философии. Следовало бы каждый день танцевать…. Я не танцую, к сожалению. Мною всегда владел дух тяжести. А для танцев надо быть легким. Надо, чтобы душа была легкая. И чувства. И мысли». Именно! Легкость! А когда шагаешь, даже танцуя, по трупам, этой легкости не будет никогда. Родители, не губите своих детей! Не отягощайте им душу своими непомерными амбициями!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!...
Нельзя поднять этот вид спорта в стране, опуская других.

Всеобщую досаду и разочарование болельщиков вызвал также распад самой элегантной пары нашего паркета – Маликов Валерий и Косьяненко Александра (клуб «Шанэ»). Теперь они выступают врозь и вынуждены делить средние места, в то время как могли бы быть бесспорными призерами. Но взрыв зрительского негодования вызвал момент объявления призовых мест по латиноамериканской программе в группе «Взрослые». То, что третье место досталось паре № 17 (Ашрафов Азер и Товсташова Ольга) было очень предсказуемо (хотя после турнира Silk Way на прогнозы не решаешься). Но когда объявили второе место: пара № 55 (Османов Ильхам и Наргиз), зал взорвался негодованием: «Неправильно! Нечестно!», – кричали с трибун. Vox populi, vox Dei, говорили древние римляне. Мы так много заимствовали у Древнего Рима (к примеру, канализации и принцип «хлеба и зрелищ», но больше «зрелищ»), но глас народа остался неуслышанным… Создается ощущение, что судьи ставят Османовым второе место уже по привычке, по ленивой инерции и нежелании менять стереотипы в нашем болоте танцевания. И это самое безобидное из предположений. Ну что ж, пожелаем им спокойного сна, который, надеюсь, не перейдет в сон вечный.

Поэтому неудивительно почему, когда уже в довершение всего спонсор пары № 17, которого представили как спонсора турнира представил приз зрительских симпатий паре № 17, захотелось, как выразилась пользовательница из того же  форума, «уйти и срочно помыть руки». Завершаю свою прозу в стихах очень трезвым высказыванием той же пользовательницы. Ника7 отвечает на слова Азера: «Если у нас не будут нормально судить, то Азербайджану будет еще очень далеко до 300 пар на турнире. Очень многие "маленькие девочки", да и мальчики уходят с паркета, когда встречаются с нашим судейством, где или все известно до начала соревнований (и не только за счет разницы в мастерстве пар), или на призовые места проталкиваются определенные пары. Кому, как не вам это знать ...».

P.S. «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать…» – эта строчка оказалась ключевой в текущей ассоциативной инверсии: «Можно приобрести тренеров, судей, рейтинги, но не иметь таланта и симпатий у зрителей». А нам, простым зрителям, остается только надеяться, что у нашего паркета объявится чуткий хозяин, который наведет в доме порядок, – ведь в ноябре намечается новый IDSF…

Лейла Султанзаде

Kultura.Az

Yuxarı